новости | люди | фильмы | о компании | гостевая книга | english
 
Актеры, режиссеры, сценаристы и все те, кто участвуют в создании фильмов

Александр Cоловьев:

У российского кино - своя дорога

Александр СоловьевМногие из вас, уважаемые читатели, с удовольствие смотрели по НТВ отличные отечественные боевики "Монах" и "Удар Лотоса". Пожалуй, именно эти две картины сегодня символизируют становление отечественного экшн-жанра. Наверняка зрители запомнили одного из исполнителей главных ролей в этих двух фильмах - Александра Соловьева, талантливый молодой актер не только заставлял нас сопереживать, но и восхищал своим владением приемами восточных единоборств. Впрочем, и это еще не все: как оказалось, Александр еще и режиссер, и монтажер, и композитор. Мы не могли пройти мимо такого достойного представителя творческой молодежи, который сумел завоевать уважение всех российских киноманов.

- Александр, с чего начался ваш путь в кино?

- Начнем с того, что мой отец, Александр Соловьев, был актером театра и кино (многие его запомнили как Красавчика из картины "Зелёный фургон"), мама - актриса театра имени Маяковского и тоже сыграла несколько ролей в кино. Так что влияние генов налицо.

Вторая причина, по которой я пришел в кинематограф, - это моё увлечение спортом: я кандидат в мастера спорта по самбо, многократный чемпион России, двукратный чемпион Европы и обладатель Кубка мира по ушу. Боевые искусства очень зрелищны, и западные кинематографисты давно это поняли. Фильмы с участием Брюса Ли и Джеки Чана пользовались и пользуются неизменным успехом. Вот я и задумался: почему бы не попробовать снять российское кино, где наши мастера единоборств в полной мере показали бы свое искусство?

В 1994 году в первый раз я взял в руки видеокамеру и снял несколько боевых сцен, смонтировал, наложил звук. Конечно, это была полная самодеятельность, ведь у меня совершенно не было опыта съемок, да и качественная киноаппаратура в то время была доступна только очень богатым людям. Но в целом результат мне понравился, поэтому я продолжал работать в этом направлении, совершенствуясь в режиссуре и монтаже и привлекая к съемкам всё большее число спортсменов.

Постепенно эти опыты закончились тем, что я нашел единомышленников, с которыми мы сняли фильм "Монах", техническая часть которого - озвучка, съемки, монтаж - практически полностью выполнена мною. Даже часть музыки к фильму пришлось мне написать.

- "Монах" вызвал большой резонанс среди любителей кино. Как вы думаете, почему?

- Отвечу кратко: боевых сцен такого уровня, которые были продемонстрированы в "Монахе", до этого в российских фильмах не было. Да, снимались картины с драками. И довольно много, но в тех драках было так же мало реализма, как и мастерства. Всё-таки кино - это искусство, и показывать миллионам зрителей пошлый мордобой на уровне пьяной возни двух алкоголиков, по-моему, не стоит. Если уж драка, то исполненная и снятая профессионально.

Успех фильма "Монах" заставил поверить в меня продюсера кинокомпании "Родалин-С" Алину Рёдель. С её помощью начали реализовываться новые проекты, в которых я принял непосредственное участие.

- Как вы думаете, в области кино Россия должна пойти по проторенной Голливудом дорожке или найти свой путь?

- Слепо подражать Западу, конечно же, не стоит. В России достаточно по-настоящему творческой молодежи, у которой много оригинальных, что не похожих идей. Большинство из них хочет сказать своё слово в кино, а не пытается снять удачную копию чужого творения.

К тому же русское киноискусство не терпит примитивности и этим отличается от американского. Вот взять, к примеру, жанр боевика. Казалось бы, всё предельно понятно: есть хорошие, есть плохие. Все диалоги сводятся к вариациям на тему "Ну всё, ты мертвец" и "У меня патроны кончаются". Душевной глубины в персонажах не больше чем в электрической мясорубке.

Иное дело - наш российский боевик. Даже если его снимает неопытная команда, всё равно сценарий в подавляющем большинстве случаев не сводится к одному только "пиф-паф, ой-ой-ой", всё равно режиссер и актеры стремятся в меру своих сил показать, что герои фильма - не бессердечные куклы, а люди со своими чувствами, переживаниями, со своей непростой судьбой.

Таков уж, видно, русский человек, что не может полюбить фильм, снятый без души. И поэтому в нашем кино, по-моему, главным всегда будет не красота спецэффектов или количество убитых на погонный метр кинопленки, а умение заставить зрителя сопереживать героям картины и поверить в реальность происходящего на экране.

- Легко ли сегодня молодым реализовать свои способности в кинематографе?

- Очень трудно. Чтобы снять фильм в наше время, нужны большие деньги, их же обычно дают под "раскрученное" имя. А никому не известный "юный талант" вряд ли кого-то заинтересует.

Поэтому некоторые выбирают весьма скользкий путь: пытаются найти деньги под сценарий, который в любом случае найдет своего зрителя. Речь идет о том типе фильмов, где каждые полминуты появляется либо чей-то труп, либо обнаженная дамочка. У таких "произведений" есть большая специфическая аудитория, поэтому снимать их гораздо легче и выгоднее, чем кино, рассчитанное на людей с хорошим вкусом.

Каждый молодой режиссер, сценарист или актер сам должен решать - пойти ли на компромисс со своей совестью ради денег или славы. Но я надеюсь, что настанут времена, когда популярность фильмов, взывающих к низменным человеческим инстинктам, будет год от года неуклонно падать; а кино, проповедующее общечеловеческие ценности, станет правилом, а не исключением.

- Очевидно, вы с оптимизмом смотрите на будущее российского кинематографа.

- Да, я уверен, что всё образуется. До начала перестройки мы шли в ногу с Западом - у нас снимались фильмы по прекрасным сценариям, с замечательными актерами. Эти картины становились поистине культовыми: в кинотеатры на них ходили по несколько раз, их цитировали, их знали наизусть. В конце восьмидесятых годов развитие отечественного кинематографа прекратилось, а потом он стал откровенно деградировать. Виной тому - незаинтересованность государства в финансировании производства фильмов, а также спрос на "чернуху и порнуху" среди зрителей, на которых отмена цензуры в какой-то момент повлияла не лучшим образом.

Но сегодня, слава Богу, всё возвращается на круги своя. Люди хотят видеть качественное, интересное, глубокое кино. И я уверен, что в России достаточно талантливых режиссеров, сценаристов и актеров, которые способны оправдать такие ожидания. Конечно, этих людей на пути поджидает немало трудностей, но тот, кто действительно хочет донести до зрителя настоящее искусство, - обязательно их преодолеет!

Беседовал Денис АНУРОВ

 

Другой материал об Александре Соловьеве

 

 

Джамал Ажигирей
Джамал Ажигирей

Единственный человек, отважившийся встать на пути у мафии  — Джамал по прозвищу «Лотос». Схватка будет жестокой и беспощадной!


Александр Соловьев
Александр Соловьев

"Причина, по которой я пришел в кинематограф, - это моё увлечение спортом: я кандидат в мастера спорта по самбо, многократный чемпион России, двукратный чемпион Европы и обладатель Кубка мира по ушу..."


Эжен Кушваха
Эжен Кушваха

Эжен сыграл одну из главных ролей в фильме "Удар Лотоса 3"

 

Ивар Калныньш
Виктор Макаров
Александр Пороховщиков
Алина Рёдель
Александр Сайганов
Анна Терехова
Борис Щербаков